Автореферат диссертации Л. А. Аль-Нуман "Витраж в архитектуре". Часть 4.

Глава 3. (Краткое содержание)
АРХИТЕКТОНИКА И МАСШТАБНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ВИТРАЖА.

Глава включает в себя два раздела:
3.1. Тектоника архитектурной формы и витраж
3.2. Масштабный строй, масштабные связи архитектуры и витража.

3.1. Тектоника архитектурной формы и витраж.
Наиболее устойчивым к трансформации во времени свойством витража, сохраняющим значение, как для исторических, так и для современных его форм, является его функциональная зависимость от архитектуры. Это в значительной степени определяет тектонические и масштабные закономерности произведения монументально-декоративного искусства. С точки зрения А.В.Иконникова, «можно определить тектонику как организацию целесообразной и, вместе с тем, выразительной конструктивной структуры, входящей в число средств формирования образа. Предмет тектоники — морфология конструкции, превращаемая в средство выразительности. Жизнь классического витража возможна лишь в архитектурном пространстве. Являясь порождением живописи и архитектуры, витраж жёстко подчиняется их законам. Для каждой эпохи типичны свои приёмы художественного освоения конструкции. Зодчество эпохи развитой Готики в высшей степени тектонично. Выразительность основана, прежде всего, на конструктивной структуре. Вместе с тем принцип работы конструкции в готическом соборе не выражен непосредственно: его можно постичь, лишь соединяя результаты наблюдений с отвлечёнными представлениями. Свойствами конструктивной системы средневекового собора являются, прежде всего, пространственность, вертикализм и насыщенность светом. Со всей внутренней структурой постройки связан и вертикальный характер оконного проёма. Проследив за трансформацией переплёта готического окна и, одновременно, проведя сравнительный анализ композиций витражей 12-15 веков, можно сделать однозначный вывод: характер изображения подчинён общей архитектурной концепции сооружения. Общим правилом стало расположение изображений в промежутках между конструктивными элементами, а отсюда — характер и степень заполнения плоскости окна: сплошное — „ковровое“, частичное — „островное“, вставка — медальон, клеймо, знак.

Тектонические закономерности в большей степени влияют на размещение изображаемых объектов. Здесь можно выделить множество различных соотношений. В композициях готических витражей мы видим, прежде всего, два типа: расположение по принципу ярусности и фризовая композиция, где во всех ярусах использован одинаковый масштаб изображений. Например, сюда относится так называемый тип „ленточного окна“, где полосы полноцветного витража чередуются с полосами гризайли.

Тектонические формы, строго обусловленные конструкцией, в последующем развитии могут получить известную самостоятельность. Изменение материала конструкции и принципов строительного производства, в конце концов, неизбежно лишает художественную форму первоначального смысла. Из тектонической она превращается в декоративную. Это положение иллюстрирует большинство витражей неоготики. Думается, здесь мы видим проявления не синтеза, а взаимодействия архитектуры и витража, причём последний выступает как вполне самостоятельное произведение искусства.

Каркасная конструкция обрела новую жизнь с применением металла и стала ведущей в 20 веке. В современных сооружениях сложились два основных композиционно-конструктивных типа: каркас скрыт за стенками-ограждениями и каркас выявлен системой элементов, или, как иногда принято говорить, „решётка“ выведена наружу и совместно с ограждающими панелями формирует видимую структуру стены. Эти два направления в развитии сооружения определяют развитие тектонических архитектурных форм и их взаимодействие с витражом. Распространение стеклянных стен в большой мере определялось увлечением именно их тектонической символикой. Но надо заметить, что она ограничивает возможности композиции жёсткими, однообразными ритмами, да и ассоциации, которые с ней связаны, слишком бедны. Лаконизм архитектурной формы стремились мотивировать рационалистически (упрощение и удешевление строительного процесса). На деле тенденция была порождена „самодвижением“ формы — поисками её максимальной выразительности, равно как и влиянием формальных экспериментов в изобразительном искусстве (поиски геометрической структурности формы витража у Брака и Матисса, упрощение изобразительных средств Фернаном Леже). Освобождение „большой формы“ от измельчающей деталировки, стремление к обобщённости лаконичных очертаний казались, необходимы, чтобы по контрасту с уже существующим создать систему знаков, сильно воздействующую на людей, чьё восприятие подавлялось наплывом зрительных образов.

Как было отмечено выше, витраж сообщается и с внутренним, и с внешним пространством. Цветные стёкла готического собора видны лишь изнутри на просвет при освещении извне. Сохранив идею соединения изображения на стекле (или в формах стекла) со светом, но, заменив дневное освещение искусственным, новый витраж освободился от прежней зависимости от архитектуры, а вместе — и от практической осмысленности своего в ней участия, задаваемой функцией оконного проёма. Он пробует установить новые связи с архитектурой, с такими её конструктивными элементами, как стена, колонна, потолок, лестничные ограждения, а то и просто войти в неё самостоятельным пластическим объёмом, не ища себе тектонического оправдания. Прежнее разнообразие технологических приёмов обогатилось множеством новых технических форм. Но если посмотреть на всё это разнообразие форм с точки зрения их взаимоотношений с пространством архитектуры, то обнаружится, что все они исполняют одну функцию — функцию „аранжировки“. Иногда такой витраж может выстроить новую реальность в заданном архитектурой пространстве, зато он теряет в способности конструктивной и смысловой его означенности, возникающей из условий взаимодействия пространства архитектуры с внешним окружением за стенами здания, что, собственно, и составляет специфику природы искусства витража в его традиционном понимании.

Масштабный строй, масштабные связи архитектуры и витража. Необходимое условие организации архитектурного пространства — композиционное взаимодействие пространства и формирующих его элементов, в основе которого лежат ритмические, масштабные, пропорциональные и многие другие закономерности формообразования На основе целесообразной функциональной организации пространства возникает масштаб, естественный для данного вида здания: крупный — в общественных сооружениях, более мелкий — в жилых домах. Композиционная система элементов витража соизмеряется с объёмно-пространственной структурой архитектуры. В зависимости от образного содержания, крупный масштаб может получить монументальное, героическое или гротескное звучание, а обычный — камерное, лирическое. В этом проявляется художественная значимость масштаба как выразительного средства синтеза.

Все сложившиеся архитектурные стили выражают масштабные представления, характерные для данного этапа развития архитектуры. Та же логика действует и в монументальном искусстве. Масштабные закономерности витража проявляются в мерности и ритмике композиционного построения сюжета, соразмерности главных и второстепенных элементов. С другой стороны, витраж может быть настолько активен и самостоятелен, что подчиняет себе или даже изобразительно разрушает архитектурное пространство. В этом случае, как правило, он перекрывает масштаб архитектуры.

Масштаб, особенно в рассматриваемой нами архитектуре общественных зданий, всегда рассчитывается на верхний предел человеческого роста, вернее, на размерности несколько больше реальных, поэтому для витражей в целом характерен несколько „героизированный“ масштаб. Он также служит своеобразным барьером между изображением и реально существующим миром. В современных витражах преобладает известная равноценность, нерасчленённость изображений, сплошь заполняющих оконный проём, масштабную взаимосвязь с пространством определяют или крупные элементы, или композиция в целом как активное цветное пятно.

Подчинение всех элементов композиции масштабу основной архитектурной темы определяет выразительный пластический язык сооружения — его масштабный строй. В его создании используется множество разнообразных средств — единство и соподчинённость пропорции, ритм, контраст и нюанс.

06.03.2009, 6561 просмотр.