"Витраж в русской культуре". Автореферат диссертации Т. В. Волобаевой. Часть 1.

На правах рукописи

 

 

 

 

Волобаева Татьяна Владимировна

 

 

 

ВИТРАЖ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЕГО ПАМЯТНИКИ

 

 

Специальность 17.00.09 – «теория искусства»

17.00.04 – «изобразительное и декоративное искусство и архитектура»

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

1999

Работа выполнена в ГНИУК «Российский институт истории искусств» МК РФ, РАН.

 

Научный руководитель: кандидат искусствоведения И.Д. Чечот

 

 

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения А.А Русакова

                                              кандидат искусствоведения С.О. Кузнецов

 

 

 

Ведущая организация: Санкт-Петербургская Государственная художественно-промышленная академия

 

Защита состоится «22» декабря 1999 г. на заседании Диссертационного совета Д 092.19.01 ГНИУК «Российский институт истории искусств» (190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 5).

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГНИУК «Российский институт истории искусств» МК РФ, РАН.

 

Автореферат разослан «22 ноября» 1999 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета                                                                                Е.В.Герцман

 

 

 

I.     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность темы исследования

Витражное искусство имеет в России сравнительно недолгую историю. В средневековых русских постройках и в архитектуре XVIII века витражи не были распространены. Обнаруженные факты об их использовании в это время крайне незначительны, образцы цветного декоративного остекления не сохранились.

История русского витража началась в 1820-е гг., когда отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в этой области стеклоделия. В 1900–1910-е гг. витражное искусство в России достигло расцвета. Революция 1917 г. оборвала развитие русского витража, история которого, таким образом, насчитывает около ста лет.

Тема «Витраж в русской культуре» в целом мало изучена в российской науке. Существует ряд публикаций об отдельных произведениях и группах памятников, о некоторых производственных центрах, однако полная картина развития русского витража 1820–1917 гг. — эпохи модерна и эклектики — отсутствует.

Толчком для развития отечественного производства витража в XIX в. стали не только и не столько достижения в области стеклоделия. Скорее, промышленность откликнулась на определенный, сильно выраженный потребительский спрос на «транспарантные картины». Об этом свидетельствуют и первые опыты российских фабрикантов по изготовлению разноцветных окон, первоначально очень простого характера, и большое количество имитаций живописи на стекле.

В 1820–1840-е гг. витражи стали распространенным украшением в интерьерах русских дворянских особняков. Мода на разноцветные окна пришла в Россию из Западной Европы, вместе с комплексом романтических идей и представлений. В России второй четвери XIX в., как и в Европе, увлечение витражами было неразрывно связано с мировоззрением романтической эпохи и поддерживалось многими факторами как в архитектуре, так и в живописи, и в поэзии. На протяжении 1820–1910-х гг. русское витражное искусство прошло определенный путь развития: изменялись техника, иконография, размещение в пространстве жилого дома. На протяжении XIX–начала XX вв. эволюционировало и восприятие цветного окна, что нашло отражение в терминологии: если в эпоху романтизма полихромное декоративное остекление называли «транспарантной живописью», то в конце ХIХ в. — «узорным окном», и только в 1900-е гг. появилось современное название «витраж», заимствованное из французского языка.

Витраж, в отличие от многих других видов искусств, выходит за границы отведенного ему места в иерархии художеств. Он имеет тесную связь с изобразительным и прикладным искусством, архитектурой и стеклоделием. Научно-технический прогресс и развитие эстетической мысли обогатили семантику витража нового времени.

В настоящем исследовании представлены результаты изучения русского витражного искусства от первых следов его появления в древнерусской архитектуре до 1917 года. Развитие русского витража XIX – начала XX вв. анализируется на примере петербургских памятников. Витраж рассматривается художественном и историко-культурном аспектах.

Сохранившийся в петербургских зданиях натурный материал — декоративное остекление и его фрагменты — требует безотлагательного изучения, так как потери витражей в застройке XIX— начала XX вв. умножаются с каждым днем. Актуальность исследования не в последнюю очередь определяется интересом специалистов и горожан к исчезающему наследию дореволюционной массовой культуры.

Цель исследования. Определить место витражного искусства в русской культуре, охарактеризовать основные этапы его развития.

Задачи исследования:

  1. Исследовать предысторию витража в России: древнерусский период и XVIII век, — как этапы, предшествовавшие появлению российского витражного производства. Выявить факты применения витража в архитектуре, объяснить их с точки зрения особенностей русской культуры этого времени.
  2. Определить комплекс причин, положивших начало истории русского витража в 1820–1840-е гг., а также его отечественного производства. Изучить увлечение «транспарантными картинами» в контексте культурной жизни обозначенного периода: выявить связь с архитектурной теорией и практикой, живописью и литературой, рассмотреть символику витража романтической эпохи.
  3. Выявить предпосылки и причины появления витража в системе убранства православного храма.
  4. Определить роль полихромных окон в интерьерах эпохи эклектики и модерна, выявить закономерности применения витражей в зависимости от стилистики и типологии помещения.
  5. Охарактеризовать российскую стекольную промышленность с точки зрения возможностей и масштабов изготовления художественной продукции на основе листового стекла в 1830–1890-е и 1890–1910-е гг.
  6. Выявить предпосылки стремительного развития витражного искусства в Петербурге в конце XIX – начале XX века.
  7. Определить основные петербургские центры изготовления витражей (имена мастеров, названия мастерских, предприятий) в XIX— начале ХХ вв.
  8. На основе документальных и изобразительных материалов, стилистического анализа произвести атрибуцию ряда памятников.
  9. Определить основные иконографические мотивы и выявить изменения художественной формы и техники витража в периоды эклектики и модерна.


 Метод исследования

В работе использован комплексный метод изучения натурного, иконографического материала и историко-документальных источников в сочетании со стилистическим анализом памятников витражного искусства Петербурга.

Исследование развития витражного искусства в широком историко-культурном контексте позволило выявить многообразные взаимосвязи и общность в процессах, происходящих в различных видах искусств.

Научная новизна

Впервые в отечественном искусствознании дается обобщающая характеристика витражного искусства в России. Выявлены масштабы применения цветного полихромного остекления в русском зодчестве XIX- начала XX вв. Определены этапы развития витража в России. Выявлены основные закономерности размещения витражей в пространстве жилого дома и интерьерах различной стилистической направленности. Обозначены взаимосвязи искусства витража с процессами, происходившими в области архитектуры, изобразительного искусства, литературы и философии.

Практическая важность работы

Материалы диссертации содержат важные сведения для исследователей истории, культуры, изобразительного и декоративного искусства. Данная работа представляет интерес не только для специалистов, изучающих проблемы русской художественной культуры. Она может быть использована в музейной практике при атрибуции витражных произведений, имеющихся или поступающих в собрания, при организации экспозиций и составлении каталогов, в лекционной и экскурсионной работе. Материал диссертации может быть полезен реставраторам, которые часто не только «ремонтируют» сохранившиеся витражные композиции, но и реконструируют утраченные элементы по собственным проектам.

Апробация

Основные положения диссертации были представлены в виде докладов и сообщений на конференциях в Российском институте истории искусств, в Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Отдельные темы были разработаны и опубликованы в виде статей в различных научных изданиях.

Объем работы

В диссертации 229 страниц машинописного текста. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В приложениях содержатся краткая справка об алтарном образе Исаакиевского собора и два монографических очерка: о мастерской В.Д.Сверчкова и о деятельности семьи стеклопромышленников Франк и их вкладе в развитие витражного производства в Петербурге в начале ХХ века.

В научный аппарат включен список литературы.

27.12.2008, 9594 просмотра.