Об одном витражном окне в доходном доме Нилаевых в Петербурге. Малодетскосельский проспект, 25 – Батайский переулок, 12
Витражи сохранились во многих домах Петербурга конца XIX-начала ХХ века. Никто точно не знает, сколько их было до революции, и потому невозможно подсчитать утраты. Ясно только, что исчезнувших разноцветных окон не десятки, их – сотни.
Здание бывшего доходного дома Нилаевых (Т.Д. Боборыкиной) находится по адресу: Малодетскосельский проспект, 25 – Батайский переулок, 12. Оно было построено в 1902-1904 гг., по проекту техника Д. Г. Фомичева. Находится в списке выявленных объектов культурного наследия.
Здание сложной планировки, имеет несколько подъездов. Витражи сохранились только на одной лестничной клетке – в том подъезде, что находится со стороны Малодетскосельского проспекта, ближе к углу с Батайским переулком. Фрагменты витражей имеются на всех четырех площадках лестничного пролета: на первых трех – в удовлетворительном состоянии. Беспокойство вызывает витраж четвертого, последнего этажа.
Пройдем по лестнице снизу вверх.
Все оконные рамы в подъезде – деревянные, исторические, с дробным членением внутри на прямоугольные секции. Рисунок на витражных окнах ни на одном этаже не повторяется, симметричен относительно вертикальной оси. Все витражи – свинцово-паечные, мозаичные, собраны из фрагментов цветного и бесцветного фактурного стекла и соединены между собою свинцовым профилем. На всех витражах имеются потеки краски от предыдущих ремонтов помещения.
Витраж на лестничной площадке 1-го этажа. 2019 г.
На лестничной площадке 1-го этажа витражные фрагменты сохранились в верхней части окна, они занимают 5 из 27 секций оконного переплета. Рисунок – геометризованные цветы и листья со стеблями в характерной для модерна стилистике. Опорная подложка из оконного стекла, которая прикрывает витраж с обратной стороны, местами разбита, нуждается в замене. Некоторые цветные стекла имеют трещины. В целом состояние сохранившихся фрагментов удовлетворительное.
В 1990-е эти витражи фотографировал краевед и журналист Константин Севастьянов. У нас есть возможность сравнить современное состояние витражей с тем, что было тридцать лет назад.
Витраж на лестничной площадке 1-го этажа. Фото К.Севастьянова, 1990-е гг.
Этот же фрагмент по состоянию на 2019 г.
Наглядно видно, что в окне 1-го этажа витражных фрагментов тридцать лет назад было на один больше. Ныне фрагмент из левой верхней угловой секции утрачен.
Витраж на лестничной площадке 2-го этажа. 2019 г.
Витраж на 2-ом этаже. Фрагмент. 2019 г.
На лестничной площадке 2-го этажа витражные фрагменты сохранились в 13-ти из 27-и секций оконного переплета. В рисунке угадывается стилизованный зеленый венок, перевитый розовыми лентами в верхней части окна, в боковых секциях – розовые ленты, увенчанные зелеными стилизованными бутонами. Сохранился один бутон в правой секции окна. Центральное поле окна под венком имеет заполнение из прямоугольников бесцветного рифленого стекла.
Состояние сохранившихся фрагментов этого витража удовлетворительное, все элементы закреплены в раме, насколько это удалось установить в результате визуального осмотра. Подложка местами разбита.
Лестничная площадка с витражом на 3-ем этаже. 2019 г.
Витраж в окне лестницы на 3-ем этаже. 2019 г.
Фрагмент. 2019 г.
На лестничной площадке 3-го этажа фрагменты витража геометризованного рисунка, состоящего из полукругов, треугольников и квадратов желтого, зеленого, синего цветов. В центре – стрельчатый рисунок с навершием в виде условного красного цветка. Цветные стекла сохранились в 13-ти из 27 сегментов оконного переплета. Состояние фрагментов витража удовлетворительное. Некоторые стекла имеют трещины и незначительные утраты.
Витраж на лестничной площадке 3-го этажа. Фото К.Севастьянова, 1990-е гг.
Судя по фото К. Севастьянова за прошедшие тридцать лет этот витраж не изменился: он не потерял ни одного витражного фрагмента. Некоторые стекла на октябрь 2019 имеют трещины и незначительные утраты.
Таким образом, три окна с историческими фрагментами витражей, установленные на лестничных пролетах с первого по третий этаж, в настоящий момент не вызывают опасений за их сохранность.
Иная ситуация с окном на 4-ом этаже лестницы.
Витраж на лестничной площадке 4-го этажа. 2019 г.
Оконный проем этого, самого верхнего этажа, увеличен по сравнению окнами на других этажах. У него имеется дополнительная верхняя 9-частная фрамуга, вероятно, «глухая», не предназначенная для открывания.
Верхняя фрамуга с витражным заполнением на 4 этаже. 2019 г.
Витражные заполнения сохранились в этой фрамуге в 8-ми из 9 секций; в раме окна под фрамугой – в 7-ми секциях из 20-и. Рисунок этого витража можно отнести к цветочно-геометрическому типу. Во фрамуге – мотив с переплетающимися лентами, венчающий всю витражную композицию; в верхнем правом углу имеется мотив восходящего солнца (симметричный фрагмент в верхнем левом углу утрачен). Состояние верхней фрамуги с остатками витражей не ясно, в связи с невозможностью ее осмотреть: она находится на большой высоте.
Угол оконный рамы с витражным заполнением, не закрепленный в оконном проеме. 2019 г.
Рама окна под фрамугой забита гвоздями почти по всему периметру, но оторвана от оконного проема своим левым верхним углом. Из-за этого она перекошена и подвижна. Витражи в ней находятся в неудовлетворительном состоянии, один фрагмент – откровенно аварийный.
Аварийный фрагмент витража. 2019 г.
На нем изображены два цветка с зелеными лепестками, перевитыми голубыми лентами, сверху и снизу — геометрический орнамент. Это витражное полотно отходит от краев рамы, местами не закреплено в ней, деформировано, подвижно, имеет утраты стекла и трещины. Учитывая, что рама перекошена и не закреплена в одном углу, есть риск ее сотрясения и выпадения этого витражного фрагмента.
Сравнение витража на лестничной площадке 4 этажа: слева — фото К. Севастьянова 1990-е гг., справа — фото Т. Княжицкой, октябрь 2019 г.
По фотографии К. Севастьянова 1990-х гг. видно, что в этом окне был еще один фрагмент, в правой части окна, уже тогда он находился в частично разрушенном состоянии.
Лестничное окно 4-го этажа со стороны дворового фасада здания. 2019 г.
Фрамуга с витражными вставками на 4 этаже лестницы. 2019 г.
Со стороны наружного фасада дома, выходящего во двор, видно, что вторая – наружная – рама этого окна тоже имеет утраты. Боковые форточки под верхней фрамугой перекошены, в самой фрамуге отсутствует стекло в центре и сквозь отверстие виден загрязненный фрагмент витража во внутренней раме. Он, несомненно, подвергается воздействию осадков и ветра, не имея никакой защиты от непогоды.
К сожалению, представленные фотографии не передают в полной мере серьёзность ситуации. На них не видно, что оконная рама на 4-ом этаже перекошена и подвижна, не видно, что полотно фрагмента витража с цветами деформировано и выпучено наружу. Достаточно неосторожного прикосновения к раме, сильного сквозняка и может случиться непоправимое – слабо закрепленный витражный фрагмент, потерявший прочность, может обрушиться.
Это окно требует безотлагательной экспертизы и проведения работ по укреплению или реставрации витражных фрагментов.
В заключение нельзя не заметить, что в целом ситуация с витражами по этому адресу за тридцать лет ухудшилась незначительно. Два утраченных небольших фрагмента, и один в аварийном состоянии – это те изменения, которые произошли за это время. Лестничная клетка поддерживается в чистоте, окна вымыты, поверхностных загрязнений на витражах нет, все оконные рамы имеют стекла, кроме труднодоступной внешней фрамуги на 4-ом этаже.
Этот сюжет не является экспертным заключением, это – сигнал от людей, неравнодушных к сохранению исторического наследия Петербурга. Мы опасаемся, что город лишится еще одного витража, пусть не «самого» эффектного, не уникального, не подписного, и совсем не шедевра. Это «всего лишь» одно из тех окон, которые
Мы осознаем, что это – очень маленькая часть
Мы заинтересованы в максимальном распространении сведений об этой ситуации, и просим о репостах и любой другой информационной поддержке. Все материалы из этого сюжета: текст и фотографии разрешено использовать для любых целей.
Текст Татьяны Княжицкой
Фотографии Константина Севастьянова, Татьяны Княжицкой