Т. В. Княжицкая. Экскурс в историю витражного искусства. Часть II.

“Ангел» из Франкфуртского собора, 1250 г. Из книги «Витражи С.-Петербурга»РАСЦВЕТ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ (XII-XVI ВВ.)


Расцвет искусства витража начался в XII веке. К этому времени относится трактат монаха Теофила, в котором он подробно описывает процесс создания витражного окна. Сначала стекло варили в специальных печах, в процессе варки окрашивая стеклянную массу в определенный цвет. Затем изготавливали плоский стеклянный лист. Готовые стекла нарезали раскаленным железным прутом на фигурные пластинки в соответствии с подготовленным рисунком и раскладывали на деревянной доске с эскизом будущего произведения. Затем стекла в несколько приемов расписывали красками и последовательно обжигали в печи. Готовые детали витража скрепляли между собой свинцовой проволокой, концы которой припаивали друг к другу, и заключали в деревянную, а позже металлическую оконную раму. В результате получался витраж, в котором мозаичный набор фигурных стекол сочетался с росписью деталей красками. Позже такие витражи получили название комбинированных. Холявный способ изготовления плоского стекла. Из книги «Витражи С.-Петербурга»
Описанный Теофилом метод изготовления витражей мало отличается от современного. Этапы производимых работ остались те же, изменились и стали более совершенными инструменты. Так, вместо раскаленного железного прута современные мастера используют специальные стеклорезы, деревянную доску с рисунком заменили бумажные выкройки.

В Европе плоское стекло изготавливали холявным способом. Стеклянные пластинки имели неравномерную толщину и бугристую шероховатую поверхность. Дефекты стекла: видимые внутри него воздушные пузырьки, крупинки нерастворившегося песка, — обусловленные несовершенством существовавшей тогда технологии варки стекла, придают витражам раннего средневековья особенную эффектность. Эти «погрешности» непредсказуемо преломляют рассевают падающий свет, усиливая «звучание“ цвета и придавая витражу вид сверкающего драгоценного украшения. Искусные мастера умело использовали стекла с неровностями для получения удивительной игры света и цвета.


“Роза» южного трансепта Шартрского собора в Париже, около 1230 г.В период раннего Средневековья витражи собирали из стекол чистых насыщенных цветов: наиболее распространенными были синий, желтый, красный, зеленый, пурпуровый, белый, а также их оттенки. Однако этой цветовой палитрой далеко не ограничивались возможности мастера-витражиста. Для получения разнообразнейших тонов использовалось многослойное стекло: на пластинку стекла одного цвета накладывали стекло другого цвета, отдельные участки наложенного слоя обтачивались до тех пор, пока под ним не проступал цвет нижнего стекла. Для достижения необходимых колористических эффектов мастера накладывали несколько разноцветных слоев друг на друга. Так, в витражах Шартрского собора обнаружены участки, состоящие из 27 (!) чередующихся красных и бесцветных слоев стекла. Свет, проходя сквозь такую слоистую толщу, приобретает неповторимую окраску, играет тончайшими нюансами оттенков. Недаром окна готических соборов современники сравнивали с ювелирными украшениями. «Чистое золото, изобилие гиацинтов, изумрудов и драгоценных камней», так описывали витражи в соборе монастыря Сен-Дени в Париже. Они надолго стали идеалом красоты для современников и непревзойденным образцом совершенства для потомков. Строительство церкви Сен-Дени (закончена в 1144 г.) — первого прецедента архитектурной готики — было отражением философских взглядов настоятеля монастыря — аббата Суггерия. Мистическую интерпретацию света, пришедшую в средневеко¬вый Запад в сочинениях Псевдо-Дионисия Ареопагита он связал с практическими проблемами храмового строи¬тельства. Настоятель пожелал сделать стены монастырского храма полупрозрачными, заменив их огромными окнами с цветными витра¬жами. Лучи света широким потоком проникали внутрь и этому вторжению придавался характер ослепительного триумфа. Суггерий уделял первостепенное внимание освещению церкви и изображениям на окнах, так как созерцание витражей было для него одним из духовных путей от «материального к имма¬териальному, от телесного к духовному, от человеческого к бо¬жественному». В течение последней трети ХII века начинание, предпринятое в монастыре Сен-Дени было развито при возведении многих храмов, как во Франции, так и в других странах.Витраж из собора в Бурже, Франция, 1210-е гг.

В сочинениях средневековых богословов архитектура храма — воплощения града Божьего на земле — получила символическое значение. Каждый элемент здания был наделен определенным смыслом: боковые стены трактовались как образ Ветхого и Нового завета, столбы и колонны, несущие свод, как апостолы и пророки, а порталы — как преддверие рая. К этому присоединялись яркие и образ¬ные символические интерпретации находящихся в окнах витражей. Свет витражей отождествлялся со све¬том христианского знания: «Ясные окна, от непогоды охраняющие и свет приносящие, суть отцы церкви, све¬том христианской доктрины буре и ливню ереси противостоящие. Стекла оконные, лучи света пропускающие, есть дух отцов церк¬ви, божественные вещи во тьме будто в зеркале созерцающий». Искусство витража развивалось вместе со стилистической эволюцией средневекового культового зодчества, и прошло все стадии от романской архитектуры до «пламенеющей» готики. В этот период во Франции, Германии, Англии были созданы наиболее значительные памятники витражного искусства. Словно написанные на окнах цветным светом, они до сих пор поражают людей. Как правило, витражи готических соборов состояли из множества небольших самостоятельных композиций, каждая из которых была заключена в отдельную ячейку переплета оконной рамы. Тематика одного окна, как правило, была единой, но раскрывалась через множество сюжетов-клейм. Это было обусловлено и техническими сложностями: изготавливаемое до XIV плоское стекло имело небольшие размеры, а многосоставная конструкция оконного переплета обеспечивала ему дополнительную жесткость.

Витраж «Воскресение Христа», собор во Флоренции, 1444 г. Из книги «Витражи С.-Петербурга»К XIV веку в развитии стеклоделия произошли значительные изменения: научились изготавливать более качественное бесцветное стекло, пластины его стали больше, что увеличило поле для живописи. Лекальная раскройка стекол стала крупнее, в результате многие части изображений «освободились» от свинцовой пайки, соединяющей кусочки стекла между собой. Значительно расширился ассортимент красок для живописи на стекле. Была открыта так называемая «серебряная золотая» (Silbergelb) — способ окраски стекла окислами серебра, в результате чего оно приобретало желто-золотистый цвет. Окраске подвергал не только бесцветную, но и цветную стеклянную массу, в результате чего получали недоступные раньше цвета и оттенки. Стала популярна гравировка — специальным колесиком на поверхности стекла вырезались узоры, которые особенно эффектно выглядели на многослойном стекле. Все эти усовершенствования привели к тому, что в XV столетии предпочтение отдавалось уже не цветным стеклам ярких и насыщенных тонов, а бесцветным, покрытым полихромной росписью. В витражах стали активно использовать приемы обычной живописи, контурная линия постепенно потеряла свою силу и выразительность, приобрела мягкость, перейдя в разряд «живописных» средств. Мастера наступившей эпохи Возрождения воздавали великолепные картины на стекле, искусно решая проблемы перспективы,Лунный способ изготовления плоского стекла. Из книги «Витражи С.-Петербурга» объемности форм и реалистичности изображения. В это же время разноцветные окна стали принадлежностью не только церквей, но и светских сооружений — ратуш и дворцов знати. Вплоть до XVI в. в жилых домах использование стекла было большой редкостью в связи с его дороговизной и малодоступностью. Ситуация изменилась лишь после распространения в XVI веке лунного способа в изготовлении плоского стекла. Витражное искусство развивалось в это время не только во Франции и Германии, но и в Англии, Испании, Италии, Фландрии, Швейцарии. В Швейцарии с конца XV в. распространяется мода на небольшие панно, подвешиваемые перед окном. Это так называемые кабинетные витражи. Как правило, изображались на них гербы или события из жизни заказчика. Они получили распространение также в Германии, Нидерландах и Англии.

09.02.2009, 13695 просмотров.