Басс Н.И., Княжицкая Т.В. К вопросу создания терминологического справочника по архитектурному стеклу Санкт-Петербурга начала ХХ века

Библбиографическая ссылка: Басс Н. И., Княжицкая Т. В. К вопросу создания терминологического справочника по архитектурному стеклу Санкт-Петербурга начала ХХ века / Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство [Электронный ресурс]: сборник статей / Под ред. М.В. Шувалова, А.А. Пищулева, Е.А. Ахмедовой. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2021. C. 723- 732.

Освещается практический опыт составления терминологического справочника по итогам проведённой в 2019–2020 гг. инвентаризации петербургского архитектурного стекла, созданного в начале ХХ в. Предметом исследования является архитектурное стекло, представленное в виде витражей и архитектурного остекления в постройках Санкт-Петербурга. Цель исследования – зафиксировать имеющееся наследие, проследить утраты, а также составить типологию и терминологический справочник. Хронологические рамки исследования охватывают период рубежа XIX–XX вв., что связано с массовым строительством доходных домов и модой на украшение парадных витражами. Актуальность связана с хрупкостью предмета исследования, с легкостью его утраты, а также с малой изученностью и наличием очень небольшой информации по архитектурному стеклу. Рассматривалось фактурное стекло, получаемое методом проката. Изучение проводилось методом натурного обследования сохранившихся объектов с составлением описания и фотофиксации. Для выявления фактур были проанализированы зарубежные каталоги и прейскуранты производителей стекла Европы, Америки, Канады. Были проведены сопоставления фактур по приведенным в них образцам, таким образом атрибутировано порядка 14 видов фактурного стекла.

В 2019–2020 гг. стартовал волонтерский проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация», главной задачей которого стал переучет архитектурного стекла в исторической части Петербурга: в бывших доходных домах, особняках и общественных сооружениях [1]. Проект еще не завершен, но уже систематизированы первые результаты и намечены направления для дальнейшего более глубокого изучения темы. В ходе проекта выявлен, описан и зафиксирован обширный ассортимент различных типов плоского стекла с фактурной поверхностью. Предметом исследования стало орнаментированное фактурное стекло, полученное методом прессования с помощью проката еще горячего стеклянного пласта валиками с рельефным рисунком на поверхности. (рис. 1–3). Обнаружено около 30 типов рисунков, и этот список постоянно пополняется.

Фрагмент витража в парадной доходного дома, ул. Ординарная, д. 10, Петербург
Рис. 1. Сохранившийся фрагмент витража в парадной доходного дома, ул. Ординарная, д. 10

Пример витража с различными фактурами, ул. Гороховая, д. 64, С.-Петербург
Рис. 2. Пример витража с различными фактурами, ул. Гороховая, д. 64

Витраж с разными фактурами в парадной доходного дома, Каменноостровский пр., д. 29, С.-Петербург
Рис. 3. Витраж с разными фактурами в парадной доходного дома, Каменноостровский пр., д. 29

Возникла необходимость в терминологической характеристике каждого типа фактуры, при этом возникли сложности, связанные с отсутствием источников такой терминологии на русском языке: нет архивных материалов по частным стекольным производствам С.-Петербурга, производившим плоское декоративное стекло; не обнаружены каталоги и прейскуранты. Как следствие – отсутствует терминология по архитектурному стеклу начала ХХ в., что затрудняет описание, систематизацию и изучение данного предмета.
Так была поставлена отдельная задача – дать наименования выявленным видам фактурного стекла (рис. 4–14). Основным методом в этой работе стал поиск аналогичных образцов декоративных стекол по каталогам зарубежных, в основном европейских, производителей стекла того же времени с привлечением рекламных материалов из российской периодики и специализированной литературы по стеклоделию середины ХIХ – середины ХХ в. [1–9]. Такой диапазон позволил установить хронологические рамки применения различных фактур и проследить их эволюцию. Также проводились консультации с технологами стеклоделия для определения особенностей производства разных видов плоских стекол.

Cтекло с фактурой Silk, ул. Большая Монетная, д. 18, C.-Петербург

Рис. 4. Стекло с фактурой Silk, ул. Большая Монетная, д. 18

 

Стекло с фактурой Muranese, Дровяной пер., д. 4, С.-Петербург

Рис. 5. Стекло с фактурой Muranese, Дровяной пер., д. 4

 

Стекло с фактурой Ondoyant, ул. Воскова, д. 8, С.-Петербург

Рис. 6. Стекло с фактурой Ondoyant, ул. Воскова, д. 8

 

Стекло с фактурой Ovate, Петроградская наб., д. 26, С.-Петербург

Рис. 7. Стекло с фактурой Ovate, Петроградская наб., д. 26

 

За некоторыми видами плоского стекла уже в ХIХ столетии в бытовой речи и в специализированной литературе закрепились определенные названия: античное (с пузырьками), белое, полубелое, зеленое, бемское (богемское),
зеркальное, легерное, опаловое [10].

Стекло с фактурой Diamant, ул. Динамо, д. 18, С.-Петербург

Рис. 8. Стекло с фактурой Diamant, ул. Динамо, д. 18

 

Стекло с фактурой Pattern B, ул. Грибоедова, д. 144, С.-Петербург

Рис. 9. Стекло с фактурой Pattern B, ул. Грибоедова, д. 144

 

Стекло с фактурой Oriental, ул. 5-я Красноармейская, д. 9, С.-Петербург

Рис. 10. Стекло с фактурой Oriental, ул. 5-я Красноармейская, д. 9

 

Стекло с фактурой Piramid Glass, ул. Воскова, д. 8, С.-Петербург

Рис. 11. Стекло с фактурой Piramid Glass, ул. Воскова, д. 8

 

Стекло с фактурой Pattern F, ул. Гатчинская, д. 22, С.-Петербург

Рис. 12. Стекло с фактурой Pattern F, ул. Гатчинская, д. 22

 

Стекло с фактурой Granit, ул. Большая Монетная, д. 18, С.-Петербург

Рис. 13. Стекло с фактурой Granit, ул. Большая Монетная, д. 18

 

Пример рифленого стекла в свинцово-паечном витраже. Доходный дом, 12-я линия Васильевского острова, д. 13, С.-Петербург

Рис. 14. Пример рифленого стекла в свинцово-паечном витраже. Доходный дом, 12-я линия Васильевского острова, д. 13

Другие появились только в начале ХХ столетия в связи с бурным развитием стеклоделия и появлением новых способов горячего и холодного декорирования стекла. Их названия встречаются в рекламных объявлениях в русскоязычный периодической печати: опалесцентное, кафедральное, рифленое, мусселиновое и французское, узорчатое и прессованное. Этот терминологический аппарат в дореволюционные два десятилетия находился в состоянии становления, зачастую некоторые одинаковые виды стекол имели разные названия у разных производителей и рекламодателей. Некоторые уже вошедшие в обиход термины не успели основательно «прижиться», и в советское время появились новые названия для тех же видов стекла, что внесло путаницу. Переводная литература по истории художественного стеклоделия, которая в России появилась в конце ХХ – начале ХХI в., зачастую предлагает прямой «калькированный» перевод терминов, что не внесло ясности и только ухудшило ситуацию.

Таким образом, на сегодняшний день в русскоязычной литературе по стеклоделию отсутствует общепринятый терминологический аппарат по архитектурному стеклу XIX – начала ХХ в.

На настоящий момент мы систематизировали около 30 видов фактурного прессованного стекла, в том числе уже утраченного. Промежуточным результатом является создание предварительного перечня из 14 типов фактурного стекла, которые изучены, их названия определены (рис. 4–14).

Настоящей статьей мы впервые предлагаем их для введения в научный оборот. Для составления терминологического справочника были проанализированы каталоги и рекламные брошюры таких зарубежных производителей, как Chance Brothers, Pilkington Brothers (Англия), Saint Gobein, Chauny & Cirey (Франция), Mississippi и Pittsburg Glass Companies (Америка), Consolidated Plate Glass Company (Канада) [1–9].

В качестве названий было решено использовать англоязычный вариант, так как он соответствует наименованиям стекол того же периода у европейских и американских производителей. Это позволит исследователям этой темы из разных стран использовать один и тот же понятийно-справочный аппарат. Самые ранние из обнаруженных в С.-Петербурге рисунков прессованного стекла были зарегистрированы в начале 1890-х гг. в Англии (производители
Chance Brothers или Pilkington Brothers) [3]. Среди них рисунки с наименованиями «Muranese» (рис. 5), «Silk» (рис. 4), «Pattern B, F, G» (рис. 9 и 12 соответственно), «Small Fluted» (рис. 13), «Ovate» (рис. 7), «Kaleidoscope». Некоторые из перечисленных видов фактурного стекла производились в разных модульных форматах: они отличались друг от друга размером орнаментального паттерна.

Так, например, фактура «Muranese» (рис. 5) была представлена в трех модульных размерах: малом, среднем и большом, что отразилось в их названиях: «Small Muranese», «Medium Muranese», «Large Muranese». Аналогично выпускались варианты мелкорифленого стекла «Small Fluted», которое являлось тисненым прокатным односторонним стеклом, в отличие от рифленого стекла крупного модуля, которое производилось другим способом и имело волну-рифление всей плоскости листа (рис. 14). Одни и те же фактурные рисунки наносились на бесцветное и цветное стекло, что существенно увеличивало их применение и позволяло использовать как для остекления рам вместо обычного оконного стекла, так и для создания художественной продукции, в том числе витражей.

Кроме распространенных и популярных в Европе и Америке фактур стекла, в Петербурге встречаются и уникальные, например изящная фактура «Oriental», которая была разработана производителем Saint Gobein (Франция) по орнаментальным мотивам, созданным архитектором Эктором Гимаром (H. Guimard) для станции парижского метрополитена [2, 4].

Ввиду малой изученности темы, а также отсутствия систематизированной справочной базы по фактурному стеклу конца XIX – начала ХХ в. не только в России, но и за рубежом, за границами терминологического списка остаются еще многие виды фактур, наименование которых еще предстоит разработать, так как в каталогах и рекламных брошюрах зарубежных производителей стекла они не были обнаружены. Несомненно, ряд фактур имеют российское происхождение.

В нашей базе данных по петербургским стеклам дореволюционного периода имеется как точное повторение рисунков на стекле зарубежных производителей, так и образцы, которые встречаются только на территории Петербурга.
Таким образом, впервые сделана попытка дать терминологическое определение многим из существовавших в XIX – начале ХХ в. видам плоского архитектурного стекла. Создан словарь из 14 терминов – наименований фактурного стекла, большинство из которых впервые вводятся в научный оборот в русскоязычной научной литературе.

Практическим результатом данной работы стало определение наиболее распространенных в Петербурге видов архитектурного плоского стекла, которые с большой долей вероятности изготавливались на местных стекольных заводах.
В то же время выявлены уникальные стекла, которые встречаются в единичном порядке, что указывает на их происхождение из других регионов.

Это, наряду с характерными приемами использования тех или иных видов стекол в декоративном остеклении и в витражах, позволяет выявить некоторые устойчивые приемы, характерные именно для петербургского региона и с некоторой степенью уверенности определять работы, исполненные за его пределами. Все вместе позволит выявить признаки именно петербургского витражного искусства, его технико-технологических и стилистических особенностей.


 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Витражи С.-Петербурга: инвентаризация 2019-2020 / под науч. ред. Т.В. Княжицкой. СПБ., 2020.
2. Manufactureis des glaces & products chimiques de Saint Gobein, Chany & Cirey. Albom des
Verres Coules, 1924. Paris.
3. Cathedral & Figured Rolled Glass/ Pilkington Bros. 1939.
4. Descounturelle Frederic. Hector Guimard. Le Verre. I.F. Cercle Guimard.
(https://www.lecercleguimard.fr/HG/wp-content/uploads/2009/Guimard-le-verre.pdf).
5. Glass by Mississippi. Mississippi Glass Co. 1933.
6. Mississippi Glass Co, Mississippi Wire Glass Co. N.Y., 1920.
7. Pittsburg Plate Glass Company. Catalogue A: Glass, Paints, Oil & Painters’ Sandries. 1900
8. https://sashwindowspecialist.com/blog/history-patterned-window-glass/
9. https://www.househistories.org/rolled-figured-glass
10. Журнал «Зодчий», 1872–1917 гг. с приложением «Неделя строителя», 1881–1917.
11. Ежегодник общества архитекторов-художников С.-Петербурга. СПб., 1906–1917.
12. Писарев В. В. Руководство к производству листового зеленого стекла. СПб., 1855.
13. Писарев В. В. Руководство к производству листового белого, богемского, ординарного,
цесарского, легерного и других стекол, приготовленных на бемских заводах в России. СПб., 1857.
14. Техническая энциклопедия, издаваемая под ред. Д.И. Менделеева. Вып. 4. СПб.:
Стеклянное производство, 1864.
15. Зернов И. Обзор новейших успехов по стеклянному производству // Дополнения к
технической энциклопедии по Вагнеру, изданной под редакцией Д.И. Менделеева. СПб., 1871.
16. Петухов С. П. Стеклоделие. Руководство для производств: бутылочного, листового,
зеркального, посудного и прочего стекла, с изложением теоретических данных для заводской практики. СПб., 1898.
17. Селезнев В. И. Обзор новейших успехов стеклоделия. СПб., 1892.
18. Федоров П. А. Производство стекла: практическое руководство по производству и выделке различных сортов стекла. СПб., 1904.
19. Шелковников Б. А. Художественное стеклоделие в России // Художественное стекло и его применение в архитектуре. М.-Л., 1953.
20. Ланцетти А. Г., Нестеренко М. Л. Изготовление художественного стекла. М., 1987.
21. Качалов Н. Н. Стекло. М., 1959.

 

Все фотографии сделаны в ходе волонтерского проекта «Витражи С.-Петербурга: инвентаризация 2019-2021»

12.12.2021, 1920 просмотров.