Лейла аль Нуман. Витражи по мотивам работ Альфонса Мухи «Времена года».
Витражи были выполнены летом этого года. Объект частный: квартира в Москве. Предыстория такая: у заказчиков четверо детей, каждый из них родился в «своё» время года. Заказчикам и архитектору очень нравятся работы Альфонса Мухи; совместным решением было сделать в комнате каждого ребёнка соответствующий времени его рождения витраж. Исходные работы мы все знаем:
Расстраивает «Зима», которая со слов семейной пары совсем не соответствует характеру их дочери: хочется
Процесс подбора материала — увлекательнейший этап работы. Для художника очень важна так называемая «насмотренность». То, что видел
Рассматриваем и делаем закладки в книге «Костюмированный бал в Зимнем дворце.1903г.» Великолепные одежды русских боярышень.
Кроме этого просмотрена доступная информация по русскому крестьянскому костюму. Он не только не уступает дворянскому в декоративном плане, но иногда просто поражает. Я впервые, например, увидела здесь http://amsmolich.livejournal.com/223138.html праздничные костюмы нижегородских старообрядцев. Это героини известных романов Мельникова-Печерского.
Ну и тверские хороши:
По итогам работы – свой эскиз публикую в двух вариантах: первоначальный и окончательный (который и был воплощён в материале). Мне ближе первый, пусть выйдет в мир хотя бы на этих страницах.
Подбор палитры в материале (цветном стекле) – тоже ответственный этап. На снег, например, выбрала шесть видов стекла, различного по оттенку, прозрачности-плотности и фактуре.
Не стоит думать, что доступ к достаточно большой палитре (250 оттенков) даёт автоматически прекрасный результат. Неумело подобранное стекло может разбить весь рисунок, превратив витраж в цветную кашу. Поэтому важно в процессе набора витража время от времени подходить к рабочему столу мастера-сборщика и корректировать результат.
Когда стекло вырезано, наступает черёд росписи. Лицо, пальчики, детали одежды делаем при помощи росписи силикатными красками. Затем фрагменты обжигаются в муфельной печи при температуре 630-650С, краска прочно спекается со стеклом.
Какая трудность была именно в этом витраже? Наше панно двустороннее (коридор-комната), у него нет тыльной части, каждая сторона является лицевой. А при обжиге фрагмент может прилипнуть уже расписанной ранее стороной к плите. Тут важно строго выдерживать температурные режимы, а они для разных видов стекла различны. Некоторые стёкла при обжиге могут поменять прозрачность и цвет. И тогда единственным вариантом будет перерезать фрагменты и расписать всё заново.
Ещё одной трудностью было то, что рисунок в кругах, на фоне которых находятся головки наших красавиц, слишком мелкий. Нельзя было допустить визуального «склеивания» мелких фрагментов. Протяжка, то есть металл, соединяющий каждое стёклышко с соседними, должна быть в этом месте тоньше тонкого, но при этом соответствовать своему главному назначению: создавать прочный каркас полотна. Работа ювелирная, без преувеличения.
Каждый витраж получился, как это и задумывалось, со своим характером и настроением.
Итак, представляем – «Зима» в виде Снегурочки. Обязательно в зимнее панно включаем снегиря, синицу и воробья – как без них?
«Весна», нежная и романтичная и «Осень». У Мухи «Золотых шаров» нет, а у нас будут. Эти цветы распускаются в конце августа – начале сентября.
Работа завершена и смонтирована без особенных сложностей и в срок. Над заказом трудились 7 человек из нашего творческого коллектива, один архитектор и пара заказчиков. Было интересно.
Текст и изображения опубликованы с согласия автора и владельца Л. аль Нуман, мастерская «Александрия», Москва.
Источник: http://interiors-ru.livejournal.com/1142888.html