Е. Бушнев "Особняк полковника А. И. Чернова в Петербурге"
Прошлой зимой [речь идет о зиме 2012-2013 года] при посредстве Петербургского союза архитекторов удалось посетить сей тихий уголок. …
А таким он выглядел на рисунке 19-го века.
Творение Александра Ивановича фон Гогена, яркий образец неорусского стиля. Можно в этой связи вспомнить самые известные его проекты — Здание Офицерского собрания армии и флота (Дом Офицеров на углу Литейного и Кирочной), особняк Матильды Кшесинской на Кронверкском, музей Суворова опять же на Кирочной, и множество других зданий.
А это внутренний фасад, окна которого смотрят на парк.
Вот уже кое-что культурное проглядывает сквозь замёрзшие окна. Чуть позже доберёмся до этих витражей.
Потянув ручку второй, внутренней двери тамбура, я останавливаюсь от неожиданности и обращаюсь к сопровождающему:
— Михаил Юрьевич, так это же витраж! Травленый!
— Где? Какой витраж? Ничего не знаю, мне сказано было показать Вам только тот, который на лестнице.
— Я его должен сфотографировать.
— У Вас нет на это разрешения
— Что будем делать? Не знал я про эту филёнку Давайте звоните своему начальнику, я не могу уйти без этого витража, Михаил Юрьевич.
— Хорошо, звоним. Звонит ГЛАВНОМУ, жалуется на слишком назойливого фотографа. ГЛАВНЫЙ разрешает….хух)))
Кто-то писал в сети, что кроме витражей в этом особняке и смотреть не на что. Меня же больше всего впечатлил вестибюль, торжественный и строгий, как усыпальница.
Колонны стилизованного под антику ордера и восемь грифонов на карнизе антаблемента.
Колорита добавляет Некто, вырезанный из серого картона, в нише, закрытой оргстеклом.
Из вестибюля налево по лестнице и вот, наконец, добрались до прекрасных фройляйн. Принято условно называть их «День» и «Ночь».
Еще «День».
И ещё немного «Ночи».
Необыкновенная удача — сохранился торговый знак производителя витражей, что, несомненно, упрощает их атрибуцию.
И теперь я, как любой такой же лузер, могу набрать в сети его название и узнать, что фирма с этим названием существовала до середины 90-х годов 19-го века. В дальнейшем, после смены собственников, переименована «М.Франк и К». Хорошая статья об истории витражного производства в России представлена здесь: http://www.vitroart.ru/articles/articles/99/.
Винтовая лестница в главной башне! Если бы не старинный чертёж, выложенный здесь: http://www.citywalls.ru/house1410.html, ни за что бы её не найти.
Особенностью конструктивного решения лестницы является клёпано-болтовое соединение её посредством тяг со стальным каркасом башни. Это хорошо видно на фотографиях. Придав лестнице функцию позвоночного столба, архитектор смог создать лёгкую и прочную конструкцию шатрового купола.
Из-за недостатка времени мы тогда не выбрались через окно на самый верх главной башенки. Но выбрались через другой люк, пониже. И пока М.Ю. разговаривал по телефону (опять, вероятно, с НАЧАЛЬНИКОМ) я успел судорожно пофотать «направо и налево». Но здесь высоты явно не хватало — кругом сплошь кроны сосен и многоэтажные дома
Старинные рисунки и фотография взяты мной на сайте: http://www.citywalls.ru/house1410.html
Благодарим Евгения Бушнева за любезное разрешение на публикацию его материалов.
С авторской версией статьи, где еще больше фотографий,
можно ознакомится в блоге Евгения, который известен в сети под ником Хаблин-Даблин.
Напоминаем, что любое использование фотографий и текстов необходимо согласовывать с правообладателями.
Для данной статьи владельцем всех материалов является Евгений Бушнев.