Лиговский пр., 43-45. Витражи
Здание гостиницы В. Е. Пестрикова «Метрополитен» («Знаменская»), гражд. инж. Гаврилов Г. С., 1902; гражд. инж. Орлов В. М., 1913
Выявленный объект культурного наследия (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001)
В левой парадной лицевого корпуса сохранился фрагмент витража начала ХХ века в одном окне, еще в двух находятся имитации витражей, созданные, возможно, по образцам не сохранившихся оригиналов.
На промежуточной площадке 2-3-го этажа на цельном стекле фрамужной рамы нарисован пейзаж в имитационной технике. На нем изображены деревья на берегу водоема. Время его происхождения не установлено, стилистика близка работам эпохи модерна.
На площадке 3-4-го этажа в оконной фрамуге находится оригинальное витражное полотно начала ХХ в., собранное в свинцово-паечной технике. В центральной секции – медальон со стилизованным пейзажем: зритель видит изгиб реки среди холмов, над которыми возвышаются красные крыши. Водный поток, словно застывший во времени, выполнен из голубого стекла с волнистой фактурой «Ondoyant». «Медальон заключен в изящную раму, образованную прихотливо изогнутыми ветками барбариса. Листья и красные ягоды концентрируются вокруг медальона, направляя к нему внимание зрителя и оттеняя красоту пейзажной вставки. Витраж с таким же сюжетом, несколько иных пропорций находился в доме Ф. Ф. Теодориди (14‑я линия, 73 / Малый пр. В.О., 38–40, утрачен[1])
Использованы стекла: кафедральные зеленого и голубого цвета, опалесцентное желтое – для листьев, бесцветное с фактурой «Pattern B» – для ветвей, красное с поверхностным окрашиванием – для ягод, рифленое бесцветное в качестве фона. Растительность в пейзаже выполнена из опалесцентных стекол зеленого цвета с различными оттенками. Некоторые стекла с трещинами.
На площадке 4-5 этажа в глухой фрамуге окна находится витраж в имитационной технике. Изображен сюжет восходящего солнца на заднем плане, на переднем – мотивы из плодов и листьев. Поскольку этот витраж находится в самом верхнем окне лестничного объема, мотив солнца здесь логически оправдан. Тематика этого изображения, его стилистика в духе модерна, а также попытка воспроизвести стекла не только разных цветов, но и различных фактур, свидетельствует в пользу того, что имитация была создана по оригинальному образцу начала ХХ в. Краска местами потерта.
Таким образом, в объеме этой лестницы изначально находился ансамбль из различных витражей в стиле модерн, от которого до наших дней сохранился лишь один подлинный фрагмент.
Ноябрь 2020
[1] Княжицкая Т.В. Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация. Васильевский остров. СПб., 2020. С. 130.
Витраж в имитационной технике на площадке 2-3-го этажа
Витраж начала ХХ в. на площадке 3-4-го этажа
Имитация свинцово-паечного витража на площадке 4-5-го этажа
Текст: Мария Клещева, Татьяна Княжицкая
Фото: Сергей Васильев