В детской больнице № 2 Санкт-Петербурга установлен витраж.
В дореволюционной России витражи украшали многие общественные учреждения, в том числе и некоторые больницы. В наше время витражи уже не редкость, но все еще дорогостоящие произведения искусства. И если некоторые частные клиники могут себе позволить такую «изюминку» в интерьере, то государственным больницам, как правило, не до красоты.
Несмотря на это в одной из больниц Санкт-Петербурга установлен авторский витраж, стоимостью в несколько десятков тысяч рублей и, возможно, появятся другие. Это произошло благодаря доброй душе и талантливым рукам петербургской художницы Елены Миллер.
Дело было так.
В октябре 2011 году руководители больницы № 2 на Васильевском острове задумались об установке витража в приемном покое. Бюджет на него был выделен настолько скромный, что была сомнительна сама возможность исполнения в его рамках какой-либо художественной работы. По собственной инициативе за этот проект взялась художница Елена Миллер.
Тему для витража предложил заказчик: изображение матери с ребенком на руках – сюжет, ставший символом, который вот уже много столетий воплощает любовь к детям и заботу о них. Художница разработала три эскизных предложения, представила несколько цветовых решений каждого. Потрачено четыре недели на создание витража в комбинированной технике, где глаз специалиста различит и фьюзинг, и технику Тиффани, и обжиговую роспись… В итоге больницу украсило прекрасное произведение современного искусства.
Вечная тема заботы о будущем человечества – о наших детях – просто и точно воплощена в этой работе: серьезное лицо молодой матери с огромными глазами склонилось над безмятежно спящим крохой. И если его личико напоминает мультяшных героев, то лик матери поражает своей духовной силой. Витраж, несомненно, светский, но все в нем – от композиционного построения до символической графики рисунка напоминает другие – иконописные образы.
Интересен прием наложения центральной части витража на орнаментальный фон, существующий как будто бы сам по себе. Он не «заковывает» изображение матери и ребенка в раму, а добавляет солнечного сияния и воздуха в пространство работы.
Хочется думать, что этот витраж не просто украсит приемный покой больницы, но и создаст особенное настроение, поддерживая силой искусства заболевших детей и их обеспокоенных родителей. Талант Елены Миллер оценило и руководство больницы, планируя заказать у художницы еще два витража.