Публикация статьи литовского искусствоведа Л. П. Раманаускайте о советских витражах.

Витраж на ст. метро «Гостиный Двор» (Петербург), А.Л.Королев, 1977Мы продолжаем публиковать на сайте «Витражи в России» статьи прошлых лет. В этот раз – это материал литовского искусствоведа Л. П. Раманаускайте о советских витражах, опубликованный тридцать лет назад в сборнике материалов Первого Всесоюзного семинара по проблемам советского витражного искусства. Семинар стал представительным собранием художников-монументалистов, историков и искусствоведов. К этому моменту витражное искусство страны Советов уже имело солидный опыт, определенную систему организации работ в рамках государственных заказов на оформление общественных сооружений.

Развитие монументально-декоративного искусства, в том числе витражного, в Советском Союзе поддерживалось государственной идеологией и финансированием, что дало многочисленные и весомые результаты. Мозаика, скульптура, рельефы, живопись и витражи украсили многие общественные сооружения. Витражи той эпохи – в основном жанр монументального искусства, отсюда и огромные площади стеклянных полотен и масштабность отображаемых тем. Монументальное искусство того времени говорило не с отдельным человеком, а с целым народом на языке социалистического реализма, одобренного государством, и о том, что поддерживало государственный строй: о революции, этот строй породившей, о войне, в которой этот строй одержал победу, о вождях и народе, о трудовых буднях «простых советских людей», в которых всегда есть место и подвигу и празднику.
На семинаре в Москве тогда, в 1980-м обсуждали проблемы, опыт, строили планы на будущее. Оглядываясь назад, мы видим, что советским витражам, как и всему строю победившего социализма, оставалось совсем мало времени для свершений и экспериментов – чуть более десяти лет. Вместе с падением СССР в 1991 году исчезла и система государственных заказов, прошла эпоха крупных художественных комбинатов, наступило время частных мастерских.

 

Как бы мы сегодня не относились к этому искусству, оно – часть нашей культуры, и витражи советской эпохи, ныне незаслуженно забытые, остаются отдельной страницей российской истории искусства.

25.06.2011, 6449 просмотров.