В Московской консерватории воссоздан витраж «Святая Цецилия».

Витраж «Святая Цецилия», фрагмент, мастерская В.Лебедева, Петербург, 2011г.Большой зал Московской консерватории торжественно открылся 7 апреля 1901 года. Здание, построенное фактически заново по проекту московского архитектора В. П. Загорского, принимало первых посетителей. В фойе перед Большим залом за колоннами светилось огромное стеклянное полотно, в овальном медальоне — изображение Святой Цецилии – покровительницы музыки. Витражи в то время в России были модным увлечением, еще достаточно редким в общественных сооружениях, и огромная стеклянная картина, скорее всего, привлекала к себе общее внимание. Этот витраж был создан в Петербурге – в знаменитом ателье Торгового Дома «М.Франк и К». Художественная мастерская, принадлежащая семье прусских подданных, магнатов стекольной промышленности, Адольфу и Максимилиану Франк, оставила яркий след в истории русского витражного искусства. Работы этого ателье являются замечательными памятниками русской художественной промышленности дореволюционной России. И витраж «Святая Цецилия» стал еще одним доказательство высочайшего профессионализма и художественного такта мастеров ателье. Это стеклянное полотно площадью более 20 кв. м. было одним из самых крупных в дореволюционной России, уступая на момент создания в 1901 году по величине лишь стеклянному образу в Исаакиевском соборе.

40 лет простоял витраж в фойе перед Большим залом, загораживая неприглядный вид на внутренний двор «храма музыки». В 1941 году в результате падения авиационной бомбы вблизи здания Консерватории, витраж осыпался. В послевоенные годы проем в стене замуровали, на его месте повесили большое живописное полотно И. Е. Репина 1872 года «Славянские композиторы». Осколки витража тогда были собраны неизвестными людьми, вероятно, в надежде на восстановление, 50 лет они пролежали в ящиках и были выброшены уже в 1990-х.

Осенью 2010 года была разработана программа реконструкции Большого зала. Было принято решение и о воссоздании витража. Это стало задачей со многими неизвестными, так как никто толком не знал, как этот витраж выглядел. Были начаты поиски, задействовано множество людей и организаций. Анастасия Володина – сотрудник компании «Балтстрой» – провела все необходимые изыскания в архивах и библиотеках, написала историческую справку. В результате кропотливой работы были обнаружены черно-белые дореволюционные фотографии. У А. А. Бернштейна – сотрудника «Моспроект-2» — организации, занимавшейся реставрационными работами в Консерватории на протяжении нескольких десятилетий, были обнаружены обмерный чертеж и даже осколки стекла от погибшего витража. Александр Александрович хранил их более 20 лет, на всякий случай… Так, благодаря стечению обстоятельств и энтузиазму многих людей стало ясно, каким был витраж «Святая Цецилия».

На основе собранных материалов, вполне достаточных для достоверной исторической реконструкции, в петербургской мастерской Вадима Лебедева был создан новый витраж. Сборка фрагментов, тщательно подобранных из палитры современных производителей витражного стекла, происходила на свинцовый профиль. Овальный медальон с живописным изображением Святой Цецилии собран на медную фольгу в технике Тиффани. Так витраж в Московской Консерватории пережил свое второе рождение.

Петербургские мастера XXI века великолепно повторили работу своих предшественников – неизвестных нам художников и витражистов из мастерской Франк, создавших «Святую Цецилию», — подарив этому произведению, уже, казалось, окончательно канувшему в небытие, вторую жизнь. Это возрождение витража уже не первое в современной истории, вспомним алтарный образ для Великокняжеской Усыпальницы в Петропавловской крепости С.-Петербурга, также уничтоженный во время войны и заново созданный в петербургской мастерской Алексея Яковлева.

Конечно, не будь финансирования этих проектов, возрождение скорее всего, не состоялось бы. Однако никакие денежные потоки не в силах восстановить утраченное без энтузиазма самых разных людей, сохраняющих память о погибших и погибающих артефактах прошлого в фотографиях, осколках, воспоминаниях.

Корпус русских витражей пополнился еще одним значительным памятником, принадлежащим прошлому и настоящему одновременно. В июне 2011 года воссозданный витраж «Святая Цецилия» увидят наши современники на том же месте, где он был установлен в 1901 году – в фойе Большого Зала московской Консерватории.

 

При создании этой заметки использованы материалы исторической справки Анастасии Володиной, с согласия автора.

Фотография Оксаны Лопатиной.

05.06.2011, 9259 просмотров.