Заметка о развитии витражного дела в Казахстане.

Россия – самое большое государство в мире. В нашей стране огромное количество городов, поселков и невероятное количество более мелких населенных пунктов. В больших городах витражное дело сейчас в расцвете, растет число мастерских, самые передовые осваивают новые техники и приемы обработки стекла и создания витражей. Здесь есть специализированные учебные заведения, где можно получить профессию витражиста, и множество частных курсов, которые помогут новичкам войти в мир витража. В городах поменьше среди витражной продукции преобладают дешевые варианты, как правило, это пленочные витражи, холодная роспись стекол, травление по шаблонам.

В нашей стране есть уголки, где ничего не знают о витражах, где нет мастерских, и школьники вырезают из цветные аппликации, приклеивая их на черную бумагу в полной уверенности, что именно это и есть витражи.

 

Мы будем вас знакомить с развитием витражного дела в разных регионах нашей страны и ближнего зарубежья.

Сегодня предлагаем заметку, созданную по материалам Марии Сайтовой. Она работает в украинской мастерской Климченко. С этого года мастерская «продвигает» витражное искусство в Казахстане.



«В настоящий момент в Казахстане витражное ремесло находится в стадии становления. Ощущается отсутствие традиций, школы, квалифицированных художников. Витражи напоминают примитивные детские рисунки-раскраски. Техника исполнения тоже оставляет желать лучшего, кромка модулей стекла в некоторых мастерских не шлифуется, т.е. „мастера“ даже не знают, зачем нужны шлифмашинки, из-за этого швы получаются широкими, грубыми. Объемные работы сложной формы (лампы, абажуры и пр.) здесь тоже не делают.

Расходные материалы для создания витражей в Казахстане неоправданно дорогие, в основном используют стекло китайских производителей, оно, как известно, низкого качества, но цены на него „заоблачные“: 1 м² стоит около 150-200 долларов. С другими материалами дело обстоит не лучше, нет выбора, скорей всего это связанно с низким спросом на данную продукцию.

Клиенты в Казахстане в основном ориентированы на цену, а не на художественное исполнение. Вот красочный пример: нам предложили посоревноваться за исполнение витража в дверную группу – две композиции по 2 кв. метра каждая. Стоимость данного заказа была 500 долларов за 1 кв. м., куда должна была входить доставка готового изделия в другой город, а также его монтаж. Мотивировка заказчика была простой: „Пленочный витраж стоит почти столько же“. В итоге „эскиз“, с которым нам предложили тягаться, представлял собой фотографию витража, а скорей всего фотографию фрагмента витража примерно 30х30 см., подогнанный в фотошопе под размеры 2х2 метра и состоящий из 56 модулей на все 4 м² (!)

Здесь пока не понимают, что над созданием эскизов для витражей „Тиффани“ должны работать профессиональные художники, знакомые с данной техникой, а не ремесленники, не имеющие художественного образования.

В Казахстане, в Алмате у нас получилось открыть школу витража. Мы ставим своей целью не только обучение созданию витражей в технике Тиффани как плоских, так и объемных форм, но и хотим донести до учеников мысль об особой ценности эскиза-идеи, преобладающего над собственно „остеклением“. Наша задача – показать, что витражи – это произведения искусства, которые нельзя измерять квадратными метрами и килограммами. Уже есть первые ученики, их работы радуют.»



Первопроходцам всегда приходится тяжело: мастерская Климченко первая столкнулась со стереотипами, сложившимися в Казахстане в отношении витражей. Чтобы изменить устоявшиеся здесь представления о витражном искусстве, о его подлинной ценности и цене потребуется немало времени.

Желаем коллективу мастерской Климченко успехов !

Эта заметка создана по материалам Марии Сайтовой, мастерская Климченко, Украина, Киев.

27.05.2011, 5270 просмотров.