Витражи Шартра в России

“Роза» Шартрского собораРеплики витражей Шартра, Студия «Александрия»В истории человеческой культуры есть памятники, которые одинаково волновали людей и в глубокой древности, и волнуют сегодня, в век элек т ронных гаджетов и компьютерной графики. В мировом витражном искусстве таким произведением являются, несомненно, средневековые окна Шартрского собора. О них существует обширная литература на разных языках. Их создание, композиция отдельных сюжетов и больших циклов, технологические приемы, окраска стекла, история существования на протяжении многих веков детально изучены и продолжают шлифоваться учеными разных стран. Российские исследователи тоже внесли свой вклад в изучение и интерпретацию этих уникальных шедевров средневекового искусства. Одну из статей, посвященных витражам Шартрского собора, мы предлагаем вашему вниманию. Это публикация В. А. Глазычева «Уроки Шартра», появившаяся 30 лет назад в журнале «Декоративное искусство СССР». 

Но тема «витражи Шартра в России» не ограничивается только статьями о знаменитых готических окнах в российских книгах и журналах.


В ушедшем 2010 году московская Студия «Александрия» осуществила единственный в своем роде проект – создание 16 витражей-реплик сюжетов из «Зодиакального» окна Шартрского собора.


Создание уменьшенных копий оригиналов стало увлекательной и чрезвычайно сложной задачей, в которой для достижения успеха сложилось многое: и тщательное изучение всевозможных материалов по книгам, и фотофиксация витражей в самом соборе, и кропотливая работа по созданию реплик по старинной технологии. Учитывая небольшие размеры витражей-повторений, что было определено условиями заказа, пришлось применить технику Тиффани. Сборка стекол на свинцовом профиле, как это было в подлинниках, в этом случае была невозможна.

Предлагаем вашему вниманию заметку главного художника Студии «Александрия» Лейлы Аль-Нуман об этой работе.

«В 2010 году Студия „Александрия“ выполнила частный заказ на изготовление витражей-реплик с изображением символов времен года и знаком Зодиака из Шартрского собора. Оригинальные витражи были сделаны в период с 1120 по 1200 год. В то время витражи по ценности приравнивались к ювелирным изделиям. Здание, в котором они размещались, сразу приобретало статус исключительности. Большое внимание к витражам можно объяснить тем, что окрашенный свет в предыдущие столетия воспринимался как метафора. Свет был символом знания и силы, „сиянием вечной жизни и незапятнанным зеркалом божественного величия“ (Исход. 7:16). Суггерий, знаменитый аббат монастыря Сен-Дени, в середине XII века детально описал свет, цвет и сияние витражей: „Так бывает, что при наслаждении созерцанием величия дома Божьего многоцветное сияние драгоценных витражей уносит меня от всех забот и склоняет к размышлениям… Я ощущаю себя на некоем свете, мысленно возвышаюсь над бренным миром людей, воспаряю над тленом и приближаюсь к горней красоте небес. Сей божественный дар мистически возвышает мою душу и мысли“ (De administratione, XXXIII).

Красота шартрских витражей производит такое же впечатление и на наших современников. Задачей художников и мастеров Студии „Александрия“ стало создание 16 панелей-реплик витражей Зодиакального окна. Речь не шла о строгой копии, ведь предстояло выполнить микровитражи, размер которых составлял 350х290 мм. При этом хотелось максимально сохранить эстетическое своеобразие оригинала.

Маленький размер панелей до предела усложнил задачу сборки. Некоторые фрагменты были величиной не больше подсолнечного семечка. Чтобы сохранить конфигурацию оригинала, каждый элемент приходилось вытачивать на специальном станке. Такая ювелирная работа требует от мастера высочайшей квалификации, терпения и настойчивости. Календарь с витражами-репликами

Реплика сюжета „Зодиакального окна“ Шартрского собораРоспись деталей была выполнена художниками Студии „Александрия“ в соответствии со средневековой технологией: пигменты растирались в ступке, смешивались с флюсом, производился обжиг в муфельной печи при температуре 7500 С. 
Исполнение только лишь технологических процессов само по себе не смогло бы обеспечить полное соответствие реплик оригиналу. В процессе подготовки к выполнению заказа была проанализирована масса музейного материала, результатом творческой командировки стали около пять сотен фотографий средневековых витражей, для коллектива Студии были проведены тематические семинары и мастер-классы.

Хотелось бы отметить тех, кто принимал непосредственное участие в этой работе: Лейла Аль-Нуман, главный художник Студии „Александрия“ — общее руководство проектом, разработка картонов, пофрагментарный подбор палитры в материале.
Художники: Евгения Листова, Олльга Городенцева – роспись.
Администратор: Татьяна Иванова.
Мастер-витражист: Андрей Дергачёв.
Фотоматериалы: Александр Глазков, руководитель Студии „Александрия“.
Отдельно хотелось бы отметить заказчика витражей-реплик М.Т., чей такт, серьёзное отношение к оригиналу, внимание к деталям помогало влюбленному в средневековый витраж коллективу „Александрии“ получать удовольствие от сложного, но интереснейшего процесса работы».

После завершения проекта был издан великолепный календарь с фотографиями витражей-реплик.


Студия витража и мозаики «Александрия» начала работать в 1991 году и быстро приобрела известность благодаря уникальной специализации на проектировании и исполнении витражей и мозаик для частных и общественных интерьеров. За этот период студией сделано более 1600 витражей и около 100 мозаичных работ.

В 2011 году Студия «Александрия» отмечает двадцатилетие своей творческой деятельности.

 

Мы поздравляем коллектив Студии «Александрия» с юбилеем и желаем новых интересных задач,

а также финансового благополучия и личного счастья каждому ее сотруднику!


*****

А витражи Шартрского собора остаются вне времени, вдохновляя людей, независимо от их национальности, возраста и профессии, на созидательную деятельность, на творчество и размышления о мироздании и своем месте в нем.
Одна из реплик витражей Шартра, Студия «Александрия»

08.03.2011, 7081 просмотр.