Новые витражи в буддийском храме Санкт-Петербурга
Рождение каждого нового произведения искусства само по себе – событие. А появление новых витражей в буддийском храме С.-Петербурга связано еще и с разгадкой секрета столетней давности. Секрета, воплощенного создателями этого замечательного сооружения в начале ХХ века и вновь раскрытого через сто лет, в начале века XXI.
Разноцветное остекление потолка и его ограждения в буддийском храме Петербурга, несомненно, является данью увлечения в начале ХХ века стеклянными конструкциями и «vitro», как называли в то время витражи. Архитектор сооружения – Гавриил Васильевич Барановский (1860-1920 гг.), десятилетием ранее построил здание для Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте с его знаменитыми витражами во всю стену главного фасада. Были витражи и в других постройках петербургского зодчего, некоторые из них он проектировал сам.
В целом витражи – «чужаки» в буддийской архитектуре. Однако в петербургском храме благодаря таланту создателей они не выглядят чужеродным элементом в интерьере молитвенного зала. Точно неизвестно, по чьему проекту и силами какой мастерской они были выполнены. Рисунки витражей созданы по канонам буддийского искусства; их неяркая цветовая гамма и весьма сдержанная стилизация в духе «нового стиля» сделали разноцветные окна органичной частью оформления внутреннего пространства.
Витражи сохранились в световом потолке над молитвенным залом и в стеклянном поясе его ограждения. На них представлены «восемь символов счастья», изображения которых обязательно присутствуют в каждом буддийском храме: зонт, две золотые рыбы, ваза, наполненная напитком бессмертия, цветок лотоса, закрученная спиралью вправо раковина, узел, не имеющий начала и конца, штандарт (знак победы), колесо с 8 спицами. Не исключено, что в создании рисунков этих витражей участвовал Николай Константинович Рерих, однако документального подтверждения этой гипотезе не имеется.
У петербургского дацана сложная судьба. Несколько раз разграбленный после революции храм долгое время использовался не по назначению. В 1990 году здание было официально передано религиозной общине, и с этого момента началось возрождение буддийского храма Петербурга. Из глубины времен постепенно возвращаются утраченные имена, и само здание вновь открывает людям свои тайны.
В документах, относящихся ко времени строительства храма, было найдено упоминание, что в день зимнего солнцестояния в Петербурге солнечные лучи, проходя сквозь прямоугольные окна молельного зала, освещали лицо статуи Будды Шакьямуни на алтаре и две танки (буддийские иконы) по сторонам от нее.
Лишь недавно удалось проверить этот замысел столетней давности, воплощенный создателями храма в начале ХХ века и вновь открытый в наше время. Эффект подтвердился в декабре 2010 года. Тогда же в три оконных проема, участвующих в этом «чуде», установлены витражи со специальными прозрачными вставками для лучей зимнего солнца. Витражи собраны из цветного стекла по эскизам художницы Елены Зонхоевой в петербургской мастерской «Невский витраж». Три сюжета: «Пять подношений органам чувств, „Солнечный дракон“ и „Лунный дракон“, — созданы в соответствии с символикой буддизма.
Обращают на себя внимание яркие насыщенные цвета витражных окон. Их иконография и колорит характеры для изображений, принятых в буддистских храмах всего мира, но не соответствуют стилистике и цветовому решению сохранившихся в петербургском дацане стеклянных композиций начала ХХ века, которые все еще ждут реставрации.
Дацан открыт для посещения для всех желающих ежедневно с 10 до 19 часов, вход свободный. Не пожалейте времени, посетите здание на Приморском проспекте, 91. Здесь Вы почувствуете живой дух буддийской культуры, которая намного древнее любых витражей.
При создании статьи использована информация с сайта петербургского буддийского храма.