6 июля 2010 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Швейцарские витражи XVI-XVIII веков»

выставка в ЭрмитажеВ официальном пресс-релизе выставки сказано: «В экспозицию вошли семьдесят лучших образцов расписных стекол швейцарской школы, которые представляют жанровое и техническое разнообразие эрмитажной коллекции … Эрмитажная коллекция включает витражи всех основных типов, выделяемых исследователями, это: иллюстративный витраж, Bildscheibe; гербовый витраж, Wappenscheibe; фигуративный витраж, Figurenscheibe; приветственный витраж, Willkommscheibe; свадебный витраж, Allianzwappenscheibe; витраж со знаменосцем, Bannertragerscheibe; витраж по вступлению в должность, Stifterscheibe; крестьянский витраж, Bauernscheibe; магистратский витраж, Amterscheibe.» И далее кратко охарактеризован каждый из типов.

Россия не богата витражами. В музеях, а уж тем более в частных коллекциях, хрупкие стеклянные полотна встречаются редко. Поэтому любая выставка витражей вызывает исключительный интерес. 70 произведений витражного искусства, представленные для обозрения в одном месте – уже само по себе уникальное событие. Экспонирование витражей – дело дорогостоящее и лишь немногие музеи могут себе позволить временные выставки этих капризных артефактов: стеклянное полотно не повесить на стену, не поставить на пол, рама окна или бокс с искусственной подсветкой необходимы ему, как человеку – воздух. Вне оконного проема витраж лишается своих основных качеств и при неудачном экспонировании в музейном пространстве теряет привлекательность для посетителей. Как нам кажется, именно это произошло на эрмитажной выставке 2010 года.

Для демонстрации витражей устроен унылый коридор, который тянется через три эффектных зала, нарушая их великолепие. Сами по себе небольшие по размерам кабинетные витражи, «врезанные» в стены коридора, выглядят пестрыми заплатками.

Многие из кабинетных витражей заключены в деревянные рамки, что совершенно сбивает с толку посетителей, которые не понимают, что видят перед собой: оконный витраж или станковую картину. Текст о выставке рассказывает только о витражах, перечислены их типы, дано описание… Эта информация представлена вне связи с историей и культурой Швейцарии, не хватает изобразительного материала, который позволил бы представить эти витражи в среде их «обитания».

Швейцарские витражи в XVI-XVIII веке во многом определяли развитие европейского витражного искусства. Однако, показанные вне культурно-исторического контекста, они выглядят лишь искусными изделиями умелых ремесленников.

Историческая и художественная ценность представленных изделий не вызывает сомнений. Поэтому стоит сходить в Эрмитаж и даже отстоять традиционную летнюю очередь за билетом, чтобы увидеть 70 подлинных швейцарских витражей, не выезжая из России.

07.07.2010, 9978 просмотров.